Программа курса «история кадетского движения» начальная  школа


АОУ ПКШ № 1 «Пермский кадетский корпус имени генералиссимуса А.В.Суворова»

Утверждено

Решением методического Совета

Протокол № _________________

От «____»_____________2011 г.

Приказ № ___________________

От «____»_____________2011 г.

Директор __________М.Б.Валиев


ПРОГРАММА КУРСА

«ИСТОРИЯ КАДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ»

НАЧАЛЬНАЯ  ШКОЛА


Автор: заведующая библиотекой МАОУ ПКШ № 1 Коркунова Е.Ю.


2011 г.

Рецензия на авторскую программу «История кадетского движения»

Коркуновой Елены Юрьевны, зав. библиотекой

^ МАОУ ПКШ № 1 «Пермский кадетский корпус

имени генералиссимуса А.В. Суворова»

Актуальность программы очевидна, т.к.  утрата в 90-е годы духовно-нравственных основ общества отрицательно сказывается на воспитании подрастающего поколения.

Знание истории своего Отечества, его традиций, духовно-нравственного опыта людей составляют основу гражданско-патриотического воспитания. Особенно это важно для становления и развития кадет, способных сознательно и добросовестно служить на военном и гражданском поприще.

Программа состоит из пояснительной записки, учебно-тематического плана, блочно-модульного содержания и списка литературы.

В пояснительной записке автор обосновывает необходимость курса,  осознанно формулирует цели и задачи.

Учебно-методический план определяет адресат, сроки, формы и методы изучения.

Блочно-модульное содержание полностью обеспечивает реализацию целей и задач. Программа состоит из семи модулей и представляет собой логически выстроенную систему, обеспечивающую непрерывность и последовательность изучения истории и воспитания кадет, начиная с I и по XI класс.

C другой стороны, блочно-модульное построение программы дает возможность вариативного использования модулей в качестве факультативного или элективного курса (один модуль в одном классе в течение года - 34 часа), т.к. в каждом модуле сформулированы цель и задачи, определены методические формы и приемы, определен результат воспитания в соответствии с возрастными особенностями кадет.

Примечательно, что при организации освоения содержания приоритет отдается развивающим, личностно-ориентированным технологиям, интерактивным методам.

Программа имеет все основания для реализации и будет способствовать качественной подготовке будущей элиты общества.

Кандидат пед. наук, доцент ПОИПКРО          Е.Е. Мамаева

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка

  2. Учебный план

  3. Учебно-тематические планы

  4. Содержание программы

  5. Литература

 

^ ПРОГРАММА "ИСТОРИЯ КАДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ"

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Цель: создание условий для духовного, нравственного и патриотического воспитания воспитанников и кадет  с активной гражданской позицией.

Категория учащихся: воспитанники и кадеты 1-11 классов.

Срок обучения: 11 лет

Форма обучения: лекционно-практическая.

Режим занятий: 1 час в неделю



п/п

Наименование модулей

Лекции

Практические

занятия

Всего,

час

1

«Будущие кадеты»

(1-4 классы)

56

80

136

2

«Мы - кадеты» (5классы)

20

14

34

3

«Звание скромное и гордое – кадет» (6 классы)

24

10

34

4

«Завещанная доблесть»

(7 классы)

25

9

34

5

«Честь родного погона»

(8 классы)

24

10

34

6

«Во имя доблести, добра и красоты» (9 классы)

16

18

34

7

«Мы – будущее России»

 (10-11 классы)

20

14

34

         ИТОГО

185

155

340




^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «История кадетского движения» является составной частью духовного, нравственного и патриотического воспитания воспитанников и кадет и тесно связана с такими общеобразовательными предметами, как история, литература, обществознание.

Данный курс разработан специально для Пермского кадетского корпуса имени генералиссимуса А.В.Суворова с учетом специфики программы развития корпуса, которая предполагает особое внимание к воспитанию кадет на примерах истории Отечества.

Программа курса рассчитана на то, чтобы воспитывать у подрастающего поколения чувства преданности своему Отечеству, уважения к истории своей Родины, потребности в «служении Отечеству» посредством изучения истории, традиций, обычаев, нравов кадетского движения, а также жизни и деятельности выдающихся кадет прошлого.

^ Главной целью кадетского образования и воспитания является  создание условий для воспитания граждан России, способных сознательно, добросовестно и самоотверженно служить Отечеству  на военном и  гражданском поприще.

Данная цель положена в основу программы.

Без знания прошлого своей страны нельзя создавать настоящее и строить будущее. История Отечества – это не только изучение явлений прошлого и хронологическое повествование. История – это богатый духовный и нравственный опыт людей разных поколений.

Курс «История кадетского движения» - это не только изучение истории кадетских корпусов и отдельных деятелей прошлого, но и духовное, нравственное, патриотическое воспитание, которое способствует становлению и развитию  кадета, как личности и гражданина.

^ Цели курса «История кадетского движения»:

- создание условий для духовного, нравственного и патриотического воспитания воспитанников и кадет  с активной гражданской позицией.

- создание основы для подготовки молодых людей к сознательному добровольному и творческому служению Отечеству на военном и гражданском поприще.

^ Задачи курса:

1. Приобщение воспитанников и кадет к национальной истории и духовной культуре  через изучение истории кадетского движения;

2. Создание условий для формирования личности кадета через приобщение к духовным ценностям и традициям народа;

3.  Возрождение и развитие традиций кадетского движения через изучение лучших исторических и культурных традиций кадетских корпусов дореволюционной России;

4. Создание условий для воспитания личности кадета на примере жизни и деятельности выдающихся кадет и исторических личностей прошлого;

5. Воспитание у кадет чувства гордости за принадлежность к «кадетскому братству».

Программа курса «История кадетского движения» построена с учетом возрастных и психологических особенностей воспитанников и делится на 5 этапов, связанных между собой.

^ I этап «Будущие кадеты». 1-4 классы.

1 класс – 34 часа

2 класс – 34 часа

3 класс – 34 часа

4 класс – 34 часа

На первом этапе реализуется задача формирования личности воспитанника, как будущего кадета через усвоение этических и нравственных норм, развитие определенного уровня эрудиции, активизации интереса к истории Отечества. На первом этапе необходимо подготовить младших воспитанников к сознательному стремлению стать настоящим кадетом. Этап «Будущие кадеты» состоит из двух разделов:

1. «Азбука нравственности»

2. «Страницы ратной славы Отечества»

 

Этап «Будущие кадеты»

 

«Азбука нравственности»

 

«Страницы ратной славы Отечества»

 

1 класс

22 часа

12 часов

2 класс

22 часа

12 часов

3 класс

19 часов

15 часов

4 класс

19 часов

15 часов

Раздел «Азбука нравственности» - вводная часть нравственного просвещения воспитанников на уровне формирования первичных представлений о нравственности в рамках освоения понятий «добро и зло», «правда и ложь», «честь и бесчестье», а также изучение элементарных правил поведения  воспитанника – будущего кадета.

Раздел «Страницы ратной славы Отечества» - способствует формированию у воспитанников представлений о Родине, мире и подвиге, а также воспитанию патриотических чувств. В сознании младших воспитанников формируется образец «служения Отечеству» через рассказ педагога о подвигах былинных героев, великих полководцев прошлого, героев ВОВ, героев-современников.

На первом этапе используются различные формы занятий:

  1. занятие – диалог;

  2. занятие – игра (конкурсы, викторины, игры – путешествия);

  3. «ролевая игра»

  4. урок – обсуждение

Прогнозируемый  результат – усвоение воспитанниками начальной школы основных нравственных ценностей и норм поведения в кадетском корпусе.

Критерии результативности:

  1. Поведение воспитанников в повседневной жизни корпуса;

  2. Активное участие воспитанников в общих делах корпуса

  3. Активное посещение библиотеки, интерес к литературе, связанной с историей Отечества

 

^ Учебно-тематический план 

Цель: формирование личности воспитанника, как будущего кадета, формирование этических и нравственных норм, развитие интереса к истории Отечества.

1 КЛАСС

 

№ п/п

Содержание

Часы

РАЗДЕЛ 1. АЗБУКА НРАВСТВЕННОСТИ (22 часа)







1.

Друга ищи, а найдешь – береги

1

2.

Помни о других

1

3.

«Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много»

1

4.

Вместе возьмемся – всего добьемся

1

5.

«Моё» и «наше»

1

6.

Один раз обманешь, другой раз не поверят

1

7.

Настойчивость и упрямство

1

8.

Как быть прилежным и старательным

1

9.

Делу время – потехе час

1

10.

Мой труд каждый день дома

1

11.

Всякая вещь трудом создана

1

12.

Хлеб всему голова

1

13.

Каждой вещи свое место

1

14.

Азбука Мойдодыра

1

15.

Ежели вы вежливы

1

16.

Волшебные слова

1

17.

Что такое «зло» и «добро»

1

18.

Добрые дела людям

1

19.

Верные друзья человека

1

20.

Любовь и забота

1

21.

Самое прекрасное на земле слово – мама

1

22.

Моя семья

1

РАЗДЕЛ 2. СТРАНИЦЫ РАТНОЙ СЛАВЫ ОТЕЧЕСТВА (12 часов)







1.

Званье скромное и гордое – кадет

1

2.

«Мы гордимся, что мы кадеты». (участники мероприятия кадеты 5 роты)

1

3.

Мы – будущие кадеты. (атрибутика кадетской формы)

1

4.

Значений понятий: страна, край, столица, город, село

1

5.

Моя Родина – Россия

1

6.

Святое слово – Русь

1

7.

Мой народ

1

8.

Мой город Пермь

1

9.

Тайны древнего Прикамья

1

10.

Легенды о «чуди»

1

11.

Как появилась Кунгурская ледяная пещера

1

12.

Камушка – красавица

1

ИТОГО:

34




 

2 КЛАСС

 

№ п/п

Содержание

Часы

РАЗДЕЛ 1. АЗБУКА НРАВСТВЕННОСТИ (22 часа)







1.

Настоящий товарищ

1

2.

Если друг с тобою рядом

1

3.

Вместе дружная семья

1

4.

За честь класса

1

5.

Делай хорошее для других – станешь лучше

1

6.

Ты в ответе за порученное дело

1

7.

Хочу – могу – надо

1

8.

Держи свое слово

1

9.

Умей ценить своё слово и чужое время

1

10.

Уважай чужой труд

1

11.

Знай цену вещам

1

12.

Умение и труд рядом идут

1

13.

Наш труд в классе

1

14.

Учение – свет, а неучение – тьма

1

15.

Чистый и опрятный – всем приятный

1

16.

В мире волшебных слов

1

17.

Вежливость на каждый день

1

18.

Глубоко ранит острый меч, на много глубже – злая речь

1

19.

Доброта открывает сердца

1

20.

О доброте и отзывчивости

1

21.

Добрые и ласковые руки

1

22.

Мои близкие и родные

1

РАЗДЕЛ 2. СТРАНИЦЫ РАТНОЙ СЛАВЫ ОТЕЧЕСТВА (12 часов)







1.

Край, в котором я живу

1

2.

Как возник наш город

1

3.

В.Н. Татищев – основатель Перми

1

4.

Замечательные люди Перми

 

1) Строгановы

1




2) Ермак

1




3) «Святой доктор» Граль Ф.К

1




5.

Памятники Перми

1

6.

Их именами названы улицы г. Перми

1

7.

Пермские детские писатели

 

1) М.И. Кузьмин

1




2) Е.А. Пермяк

1




3) Л.И. Давыдычев

1




4) А.С. Зеленин

1




ИТОГО:

34




 

 

3 КЛАСС

№ п/п

Содержание

Часы

РАЗДЕЛ 1. АЗБУКА НРАВСТВЕННОСТИ (19 часов)







1.

Ты и твои товарищи

 1

2.

Ты не один на свете

1

3.

Что значит быть верным товарищем

1

4.

Один за всех и все за одного

1

5.

Умей ценить свое и чужое время

1

6.

Труд умелые руки любит

1

7.

Знания нужны, как винтовка в бою

1

8.

Мое «хочу» и мое «надо»

1

9.

Честность слов и поступков.

1

10.

Волшебное слово на выручку готово

1

11.

Чужого горя не бывает

1

12.

Стойкий оловянный солдатик

1

13.

Смелого пуля боится, смелого штык не берет

1

14.

Настоящий кадет – образец аккуратности и подтянутости

1

15.

Чтобы радость людям дарить, надо вежливым быть

1

16.

Зависть, жадность, хитрость – главные герои зла

1

17.

Доброта в отношении к людям

1

18.

Самый главный на земле человек – мама

1

19.

Бережное отношение к близким людям

1

РАЗДЕЛ 2. СТРАНИЦЫ РАТНОЙ СЛАВЫ ОТЕЧЕСТВА (15 часа)







1.

Богатыри Земли Русской

3

2.

Наши предки

1

3.

Вещий Олег

1

4.

Князь Игорь

1

5.

Мудрая княгиня Ольга

1

6.

Святой князь Владимир. Крещение Руси

1

7.

Князь Александр Невский. Ледовое побоище

2

8.

Петр Великий

1

9.

Великий полководец Суворов А.В.

2

10.

Освободитель России – М.И. Кутузов

1

ИТОГО:

34




 

4 КЛАСС

 

№ п/п

Содержание

Часы

РАЗДЕЛ 1. АЗБУКА НРАВСТВЕННОСТИ (19 часов)







1.

Мужская дружба

1

2.

Друг в беде не бросит

1

3.

Знаешь сам – помоги другому

1

4.

Будем хорошо учиться, чтобы стать настоящим кадетом

1

5.

Воля и труд человека – чудеса творят

1

6.

Человек славится трудом своим

1

7.

Безделье и лень портят человека

1

8.

Дорога к победе над собой

1

9.

Наши достоинства и недостатки

1

10.

О единстве слова и дела

1

11.

Дисциплина и дисциплинированность

1

12.

Умей носить форму кадета

1

13.

Милосердие – это…

1

14.

Умение сострадать

1

15.

Спеши делать добро

1

16.

О добром и вежливом отношении к людям

1

17.

Культура – это доброта к людям

1

18.

Сердце матери

1

19.

Дом, где живет уважение к близким

1

РАЗДЕЛ 2. СТРАНИЦЫ РАТНОЙ СЛАВЫ ОТЕЧЕСТВА (15 часов)







1.

Великая Отечественная война – подвиг всего народа

1

2.

Отступать некуда – позади Москва

3

3.

«Не отдадим и пяди родной земли». Битва на Волге

3

4.

Стойкость и мужество ленинградцев

3

5.

Юные герои Великой Отечественной войны

4

6.

Великая наша победа

1

ИТОГО:

34




 

ЛИТЕРАТУРА

1.  Примерные программы среднего (полного) общего образования. М. Дрофа. 2001 г.

2. Учебные стандарты школ России. Кн. 1. Начальная школа. Общественно-гуманитарные дисциплины. М.: «ТЦ Сфера», «Прометей».   1998 г.

3. Селевко   Г.К.    Технологии   развивающего    образования.    М.: НИИ Школьных технологий. 2005 г.

4. Селевко Г.К. Педагогические технологии авторских школ. М.: НИИ Школьных технологий. 2005 г.

5. Гейнгардт Н.С.  Программа патриотического  воспитания // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2006 г. № 3.

6. Друкарев А.А. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах. М.: 2000 г.

7. Вырщиков   А.,   Кусмарцев   М.   Патриотизм   на   службе   России   // Воспитание школьников. 2006 г. № 3.

8. Кадол В. Воспитание чести и достоинства // Воспитание школьников. 1998 г. № 2.

9. Материалы для  организации  воспитательной работы  с различными возрастными     группами     обучающихся     основной     школы     //     Практика административной работы школы. 2004 г. № 6.

10. Ксензова   Г.Ю.   Психолого-педагогические   основы   воспитательной деятельности классного руководителя и учителя. М.: Центр «Педагогический поиск». 2004 г.

11. Лизинский В.М. Приемы и формы в воспитании. М.: Центр «Педагогический поиск». 2004 г.

12. Лизинский В.М. Классный руководитель: Молитва на каждый день. М.: Центр «Педагогический поиск». 2005 г.


7015807582140418.html
7015903680873879.html
7015982791079622.html
7016027937197711.html
7016153280099053.html