План семинарского занятия по теме - Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 «Государственное...


^ План семинарского занятия по теме

«Основные направления деятельности в системе государственного управления. Особенности и стратегия государственного управления в странах СНГ и странах Западной Европы и США»

1. Система государственного управления в Великобритании.

2. Система государственного управления в Германии.

3. Система государственного управления во Франции.

4. Система государственного управления в США.

5. Общее и особенное в организации государственного управления в США, Германии и Франции.

6. Особенности и стратегия государственного управления в странах СНГ.

7. Основные типы президентских режимов бывших социалистических стран.


Самостоятельная работа студентов

1. Проблемы и понятия для самостоятельного изучения и повторения: Система государственного управления в Германии. Система государственного управления во Франции. Система государственного управления в США.

Общее и особенное в организации государственного управления в США, Германии и Франции. Особенности и стратегия государственного управления в странах СНГ. Основные типы президентских режимов бывших социалистических стран.

^ 2. Формы и виды СРС: проработка лекционного материала, проработка учебников, пособий, нормативных актов; подготовка выступлений к учебно-научным дискуссиям; подготовка к зачету.

3. Рекомендуемая литература: 10, 11, 14, 18. 21, 22, 24, 28, 29, 30, 31, 32, 34.

^ 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Программа и тематический план ориентируют студентов на всестороннее и системное изучение стратегии государственного управления.

Основным условием усвоения знаний по курсу является систематическая и целенаправленная самостоятельная работа с рекомендованной литературой. Кроме того, значительную роль в углубленном понимании отдельных вопросов играет подготовка доклада на семинаре.

Многие лекции преподавателей БАГСУ носят авторский характер, поэтому на лекциях студенты должны работать с особым вниманием, стремясь вести возможно более подробный конспект. Если студент не успевает записать какой-то фрагмент, необходимо оставить место для дальнейшей его доработки во время самостоятельной работы, если какое-то положение лекции им не понятно, следует обязательно задать преподавателю вопрос.

Желательно, чтобы определения, тезисы и другие важные положения были ярко выделены. Конспект надо вести так, что бы им удобно было пользоваться при ответах на семинарах.

Большое место в успешном овладении предметом отводится семинарским занятиям.

Семинар – это средство коллективного творческого раздумья, школа творческого мышления, пропагандистского мастерства, ораторского искусства, необходимых будущему руководителю в его практической деятельности.

Семинарское занятие требует от студента глубокого самостоятельного изучения рекомендованных источников и литературы по темам занятия.

Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям:

- внимательное изучение плана семинарского занятия, списка рекомендованных источников и литературы, методических рекомендаций преподавателя;

- изучение программы курса «Зарубежный опыт стратегического государственного управления» с целью уяснения требований к объему и содержанию знаний по изучаемой теме;

- изучение и доработка конспекта лекций, прочитанных преподавателем по темам, выносимым на семинарское занятие;

- подготовка выступления (доклада);

- изучение учебной и дополнительной литературы.

От студента не требуется изучения всей рекомендованной литературы. Количество и объем изучаемых работ зависит от характера конкретной задачи.

Если на семинаре студенты выступают с заранее подготовленными докладами, то необходимо также готовиться по теме доклада для того, чтобы можно было лучше понять и оценить выступление вашего коллеги-студента и принять участие в обсуждении доклада, постановке вопросов и т. д.

Особое внимание студенты должны уделять закреплению знаний, полученных в процессе лекций и семинарских занятий, посредством самостоятельного изучения вопросов по читаемому курсу.

Студенты-заочники должны с помощью преподавателя составить план самостоятельной работы на весь семестр по рекомендованным учебникам. Изученный материал следует обязательно закреплять в ходе прохождения стажировок в государственных или муниципальных органах.

Для самостоятельной работы студентам рекомендуется в первую очередь сконцентрировать свое внимание на рекомендованной литературе. Изучать ее необходимо, последовательно рассматривая основные понятия, методы, принципы.

По данной дисциплине сегодня существует немного учебников. Студенту необходимо в качестве основного выбрать какой-либо один учебник. Это можно сделать либо по рекомендации преподавателя, либо самостоятельно, последовательно рассмотрев все основные учебные пособия.

Особое внимание следует уделить межпредметным связям. Проблемы, изучаемые в рамках данного курса, весьма тесно соприкасаются с рядом иных дисциплин. В первую очередь это касается таких учебных предметов, как «Административное право», «Муниципальное право», «Государственная кадровая политика», «Система государственного управления», «Стратегическое государственное управление», «Государственная служба в РФ и РБ», «Зарубежный опыт государственной службы» и другие. Студенту важно увидеть и увязать разные грани одних и тех же проблем, которые рассматриваются на разных курсах. Только тогда его подготовка будет носить целостный, комплексный характер.

Такая организация самостоятельной работы позволит студентам не только понять основные темы данной дисциплины, но и выработать собственное мнение, научиться оппонировать, отстаивать свою точку зрения при ведении диалогов и дискуссий по вопросам зарубежного опыта государственной службы. В перспективе это приведет к тому, что студенты смогут разрабатывать, предлагать и реализовывать новые методы и технологии государственного управления.

^ 5. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ


  1. Предмет, цели и задачи курса «Зарубежный опыт стратегического государственного управления».

  2. Необходимость и возможности использования зарубежного опыта стратегического государственного управления в РБ и РФ.

  3. Гносеологические и методологические аспекты компаративистики (сравнительных наук).

  4. Исторический опыт использования зарубежного опыта стратегического государственного управления в России.

  5. Принципы и пределы заимствования зарубежного опыта.

  6. Социально-политическая сущность государств Западной Европы и США: наш антипод или объект подражания.

  7. Нормативно- правовая (конституционная) основа государственного управления за рубежом.

  8. Социально-политическая база организации государственной власти и управления в странах Европы и США.

  9. Финансово-экономические основы государственного управления.

  10. Многообразие видов государственного управления в различных странах.

  11. Принципы государственного управления, их виды и особенности применения в западных странах.

  12. Цели и функции стратегического государственного управления в различных странах.

  13. Государственная служба за рубежом. Виды и уровни государственных органов.

  14. Общая характеристика и особенности законодательных органов западных стран.

  15. Место, роль, тенденции развития законодательных органов в системе государственного управления в различных странах.

  16. Общее и особенное в деятельности органов исполнительной власти в странах Европы и США.

  17. Президент и президентские формы правления.

  18. Правительство: порядок формирования, структура, функции.

  19. Судебные органы в системе государственного управления западных стран.

  20. Государственная управленческая деятельность и управленческие технологии.

  21. Теория рациональной бюрократии.

  22. Государственное управление экономикой в западных странах.

  23. Государственное управление социальной сферой.

  24. Государственное управление административно-политической сферой.

  25. Правовой статус и классификация государственных служащих.

  26. Поступление на государственную службу.

  27. Прохождение государственной службы за рубежом.

  28. Подготовка и переподготовка государственных служащих.

  29. Оценка деятельности государственных чиновников.

  30. Модернизация государственной службы в западных странах.

  31. Стратегия государственного управления в Германии.

  32. Стратегия государственного управления во Франции.

  33. Стратегия государственного управления в США.

  34. Стратегия государственного управления в одной из зарубежных стран (по выбору).



^ 6. ТЕСТЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ


  1. В какой из стран нет писаной конституции?

  1. Италия;

  2. Франция;

  3. Германия;

  4. Великобритания.


^ 2. Каково государственное устройство Франции?

  1. Конфедерация;

  2. Федерация;

  3. Унитарное государство;

  4. Республика.


^ 3. Принципы рациональной бюрократии М. Вебера включают:

  1. Высокий профессионализм служащих;

  2. Иерархическая организация структуры органов исполнительной государственной власти;

  3. Четкое распределение полномочий между структурами власти и отдельными исполнителями;

  4. Политизация государственной службы.

Укажите неверный вариант ответа


^ 4. Канцлер – это реальный глава государства в:

  1. Италии;

  2. Японии;

  3. Германии;

  4. Великобритании.



5. Унитарная система государственного управления характерна для:

  1. Швейцарии;

  2. Германии;

  3. Италии;

  4. Бразилии.


^ 6. Федеративная система государственного управления характерна для:

1) Франции;

2) Индии;

3) Великобритании;

4) Швеции.


7. В большинстве государств существуют три уровня управления:

  1. Централизованный, децентрализованный, муниципальный;

  2. Национальный, региональный, местный;

  3. Авторитарный, демократический, либеральный;

  4. Унитарный, федеративный, районный.


^ 8. Каково государственное устройство Китая?

  1. Конфедерация;

  2. Федерация;

  3. Унитарное государство;

  4. Республика.


^ 9. Функции правительства в США выполняют:

1) Кабинет Министров США;

2) Президент США;

3) Исполнительное управление администрации Президента США;

4) Сенат США.


^ 10. Дискреционная функция современной государственной бюрократии означает возможность:

1) Контролировать подведомственные учреждения;

2) Выдавать лицензии;

3) Корректировать отклонения от нормы;

4) Выносить (принимать) решения.


^ 11. В какой стране должности одной из палат законодательного органа являются наследственными?

1) Португалия;

2) Испания;

3) Норвегия;

4) Великобритания.


12) Законодательный орган Франции называется:

1) Сенат;

2) Конгресс;

3) Национальное Собрание;

4) Парламент.

^ 7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Арановский, К. В. Государственное право зарубежных стран : учебник для вузов / К. В. Арановский. – М. : Издательская группа «Форум» - «ИНФРА – М», 1998.

  2. Бокова, С. В. Конституционные основы американского экономического федерализма и современная практика / С. В. Бокова, Т. Г. Чувахина. // США : экономика, политика, идеология. 1992. - № 1.

  3. Брабан, Г. Французское административное право / Г. Брабан. - М., 1988.

  4. Василенко, И. А. Сравнительный анализ структур государственного управления в странах Запада / И. А. Василенко // Вестник государственной службы. 1994. - № 8.

  5. Василенко, И. А. Административно-государственное управление в странах Запада : США, Великобритания, Франция, Германия / И. А. Василенко. – М., 2000.

  6. Высшие административные кадры и устройство Европы. Посольство Франции в Москве. 1994.

  7. Государственная служба в странах основных правовых систем мира : Нормативные акты / Под ред. А. А. Демина.- М. : Готика, 2001.

  8. Государственное управление и государственная служба за рубежом. Курс лекций. СПб., 1998.

  9. Гурней, Б. Введение в науку управления. Пер. с фран. / Б. Гурней. - М., 1969.

  10. Драго, Р. Административная наука. Пер. с фран. / Р. Драго. - М. : Прогресс, 1982.

  11. Зарубежный опыт государственного управления : учеб. пособие. Уфа. : РИО БАГСУ, 1997.

  12. Зарубежный опыт государственности : учеб. пособие.- Орел : ОРАГС, 2003.

  13. Конституционное право зарубежных стран., т. 4., М., 1993.

  14. Кочетков, Г. Управленческая культура : российский и американский аспекты / Г. Кочетков.

  15. Литвинцева, Е. А. Государственная служба в зарубежных странах / Е. А. Литвинцева. – М., 2003.

  16. Лобанов, В. В. Служба высших руководителей в США / В. В. Лобанов // Государство и право. - 1996. - № 6. - С. 131-139.

  17. Лобанов, В. В. США : Модели компетентности руководителей государственных учреждений / В. В. Лобанов. // Проблемы теории и практики управления. 1996, № 1, с. 92-97.

  18. Лоуктон, А. Организация и управление в государственных учреждениях / А. Лоуктон, Э. Роуз. - М., 1993.

  19. Мишин, А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран : учебник / А. А. Мишин. - М., 1996.

  20. Оболонский, А. В. Бюрократия для ХХI века? Модели государственной службы : Россия, США, Англия, Австралия / А. В. Оболонский. – М., 2002.

  21. Осборн, Д. Управление без бюрократов : пять стратегий обновления государства / Д. Осборн, П. Пластрик.- М., 2001.

  22. Остром, В. Смысл американского федерализма. Что такое самоуправляющееся общество / В. Остром. - М., 1993.

  23. Парламенты мира. М., 1991.

  24. Питерс, Т. В поисках эффективного управления. Пер с англ. / Т. Питерс, Р. Уотермен. - М., 1986

  25. Политическая система в КНР. М., 1990.

  26. Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. М., 1994.

  27. Пронкин, С. В. Государственное управление зарубежных стран : учеб. пособие / С. В. Пронкин, О. Е. Петрунина. - М., 2001.

  28. Саймон, Г. Менеджмент в организациях / Г. Саймон. и др. - М., 1995.

  29. Скидмор, М. Д. Американская система государственного управления. Пер. англ. / М. Д. Скидмор, М. К. Трипп М., 1993.

  30. Токвиль, А. Демократия в Америке / А. Токвиль. - М. : Прогресс, 1992

  31. Тэтчер, М. Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира / М. Тэтчер. – М., 2003.

  32. Халиков, М. И. Зарубежный опыт государственной службы : учеб. пособие / М. И. Халиков, Т. Т. Галиуллин. - Уфа, БАГСУ, 2006.

  33. Чудаков, М. Ф. Конституционное государственное право зарубежных стран / М. Ф. Чудаков. – Мн. : «Харвест», 1998.

  34. Этика публичной политики : из опыта работы Комитета по стандартам публичной сферы Великобритании. – М. : Институт права и публичной политики, 2005.



^ 8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ


Практика показывает, что курс «Зарубежный опыт стратегического государственного управления» является одним из самых сложных как для студентов, так и для начинающих преподавателей. В значительной мере это связано с тем, что концепция и логика современной стратегии государственного управления с трудом вписываются в привычную логику и менталитет российских граждан. К тому же у абсолютного большинства студентов и преподавателей нет практического представления о механизме и особенностях функционирования стратегии государственного управления, многие знают об этом только на основе учебной литературы и СМИ. Сложность дисциплины обусловлена также и комплексным характером, где требуется понимание трех составляющих данного курса: государственного управления, стратегии и менеджмента.

Необходимо учитывать, что в рамках реформы государственного управления идут перманентные и достаточно серьезные изменения, что требует от преподавателя постоянного контроля за изменениями в этой области.

Очень важно учитывать то, что данная дисциплина носит управленческий характер и требует анализа основных понятий и процессов через призму базовых управленческих (а не правовых, экономических или социально-политических) категорий. Следовательно, преподаватель должен быть достаточно подготовлен в области теории управления и современного менеджмента.

Качество освоения курса «Зарубежный опыт стратегического государственного управления» в определенной степени зависит от исходного уровня образования и рода занятий студентов. Нужно корректировать не только объем, содержание, но и характер подачи информации в зависимости от формы и вида подготовки студентов. Если бюджетные группы, обучающиеся на базе высшего образования, достаточно хорошо представляют практику государственного управления хотя бы на российском уровне, то группы, обучающиеся на базе среднего образования, зачастую не готовы обсуждать даже общие подходы в рамках данной науки. Следовательно, в первом случае на практических занятиях возможны дискуссии, анализ конкретных ситуаций, работа в проектных группах и т. п.; во втором случае предпочтительны доклады студентов с последующим их обсуждением. То же самое касается и организации их самостоятельной работы: она может быть более сложной, направленной на решение прикладных задач, или связанной только с теоретическим освоением базовых категорий курса.

Характер учебной группы и уровень ее подготовки также в значительной мере определяет формы экзамена и зачета. По степени убывающей сложности их можно распределить следующим образом: работа в проектных группах, устное собеседование, устный экзамен или зачет по билетам, тестирование, письменная экзаменационная или зачетная работа.


Зарубежный опыт стратегического государственного управления


Учебно-методический комплекс


Составитель Халиков Марат Ильич


Издается в авторской редакции


Подписано в печать

Объем 3,4 п. л. Формат

Тираж экз. Заказ №

________________________________


Отпечатано в БАГСУ

450057, г. Уфа, ул. Цюрупы, 6

1 Василенко И. А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия: учеб. пособие. − М, 1998. − С. 83−85.


6804713812284070.html
6804889184398958.html
6804988539083798.html
6805016633498485.html
6805154063004124.html