Тема 1. Основные этапы становления психологической науки о детях с интеллектуальной недостаточность

Тема 1. Основные этапы становления психологической науки о детях с интеллектуальной недостаточность. Проблемы умственной отсталости в прошлом и настоящем. Зарождение и развитие медицинского направления в изучении и классификации умственно отсталых в зарубежной и отечественной науке (Ф. Пинель, Ж. Эскироль, Ж. Итар, Э. Сеген, Э. Крепелин, И.П. Мержеевский, Г.И. Россолимо, Г.Е. Сухарева и др.).

^ Тема 2. Определение понятия «умственная отсталость» в современной науке

Роль биологических и социальных предпосылок в психическом развитии человека. Общие закономерности психического развития нормального и умственно отсталого ребенка. Л.С. Выготский о структуре и путях компенсации интеллектуального дефекта. Эндогенные и экзогенные причины умственной отсталости. Степени выраженности интеллекта и тенденции использования в науке сдедующих дефениций: «идиотия», «имбецильность», «дебильность».

^ Тема 3. Психолого-педагогическая характеристика психического недоразвития (олигофрения) и поврежденного психического развития (деменция).

Современная классификация психического дизонтогенеза (В.В. Лебединский). Дети, подлежащие воспитанию и обучению в специальных дошкольных и школьных учреждениях. Особенности психофизического и интеллектуального развития с более поздними вариантами слабоумия (резидуальная деменция). Характеристика детей с текущими нервно-психическими заболеваниями (прогредиентная форма деменции). Сходство психического недоразвития с поврежденным развитием, отличительные признаки. Умственная отсталость, связанная с наследственными заболеваниями; умственная отсталость, связанная с внутриутробным поражением плода; умственная отсталость, связанная с пери- и постнатальными повреждениями

^ Тема 3. Психолого-педагогическая характеристика психического недоразвития (олигофрения) и поврежденного психического развития (деменция).

Современная классификация психического дизонтогенеза (В.В. Лебединский). Дети, подлежащие воспитанию и обучению в специальных дошкольных и школьных учреждениях. Особенности психофизического и интеллектуального развития с более поздними вариантами слабоумия (резидуальная деменция). Характеристика детей с текущими нервно-психическими заболеваниями (прогредиентная форма деменции). Сходство психического недоразвития с поврежденным развитием, отличительные признаки. Умственная отсталость, связанная с наследственными заболеваниями; умственная отсталость, связанная с внутриутробным поражением плода; умственная отсталость, связанная с пери- и постнатальными повреждениями.

^ Тема 4. Отграничение умственной отсталости от смежных и сходных состояний психического дизонтогенеза.

Причины, виды снижения интеллектуальной деятельности у детей: дефицитарное, задержанное развитие. Ведущие отличительные признаки психического развития от ЗПР с церебростеническим синдромом, тяжелой речевой патологии, микросоциальной запущенности, РДА. Общие психолого-педагогические критерии отграничения умственной отсталости от сходных и смежных состояний.

^ Тема 5. Особенности высшей нервной деятельности детей с умственной отсталостью (психологическая характеристика).

Физиологические механизмы психической жизни человека. Функциональная организация человеческого мозга с позиций современной нейрофизиологии и нейропсихологии (А.Р. Лурия, Н.А. Бернштейн и др.). Механизм образования условных рефлексов. Этапы формирования и развития ВНД. Причины патологии нервной системы. Особенности ВНД у умственно отсталых лиц. (А.Р. Лурия, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Л.И. Перелесни и др.). расстройства высших психических функций при поражении головного мозга. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями нейродинамических процессов, с поражением лобных отделов коры головного мозга. Учет патологии ВПД в организации коррекционного обучения и воспитания умственно отсталых лиц.

^ Раздел 2. Психологическая характеристика деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью.

Тема 1. Характеристика игровой деятельности в дошкольном возрасте.

Психологические особенности развития детей с умственной отсталостью в дошкольном возрасте. Причины нарушения предметно-практической деятельности детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. Особенности игры умственно отсталых школьников. (О.П. Гаврилушкин, Н.Д. Соколова, Е.А. Стребелева). Игра как средство психофизического и интеллектуального развития детей с умственной недостаточностью. Психологические особенности изобразительной деятельности (Т.Н. Головина, И.А. Грошенков). Роль развития творческой деятельности в формировании умственно отсталого ребенка

^ Тема 2. Особенности учебной и трудовой деятельности.

Сравнительный анализ готовности к школе умственно отсталого и нормально развивающегося ребенка. Психологическое обоснование необходимости обучения умственно отсталого ребенка (Л.С. Выготский, Т.А. Власова, В.Г. Петров, Ж.И. Шиф и др.). Особенности умственной работоспособности у учащихся вспомогательной школы. Особенности усвоения и переноса знаний. Психологические особенности трудовой деятельности. Учет индивидуально-психологических особенностей в организации учебной и трудовой деятельности.

^ Раздел 3. Когнитивная деятельность детей с нарушенным интеллектом.

Тема 1. Ощущения и перцептивная деятельность. Анатомо-физиологические механизмы сенсорной деятельности.

Особенности развития зрительных, слуховых, кинестетических ощущений у детей с умственной отсталостью. Влияние предметно-практической деятельности на развитие ощущений разной модальности. Роль речи в развитии ощущений. Пути коррекционного развития чувственного опыта детей с нарушениями интеллекта.

^ Тема 2. Восприятие детей с нарушением интеллекта.

Восприятие как психический процесс. Физиологические основы восприятия. Ощущение и восприятие. Специфические нарушения восприятия умственно отсталых детей: предметность, структурность, целостность, избирательность, осмысленность. Влияние развития речи и мышления на характер анализа воспринимаемых предметов. Особенности восприятия картин, иллюстраций, графических изображений. Особенности неспецифического узнавания. Способы и содержания организации коррекции в ходе обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в дошкольном и школьном возрасте.

^ Тема 3. Внимание детей с умственной отсталостью.

Внимание в структуре психической и интеллектуальной деятельности человека.Роль корковых механизмов в регуляции внимания. Нарушения внимания. Свойства внимания умственно отсталых детей в зависимости от содержания деятельности. Факторы, способствующие организации внимания в игровой, учебной, трудовой и других видах деятельности.

^ Тема 4. Характеристика развития мнестической деятельности умственно отсталых детей в дошкольном и школьном возрасте.

Структура, виды, формы памяти. Особенности памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью. Непреднамеренное и преднамеренное запоминание. Динамика механической и логической памяти. Характеристика нарушений при воспроизведении словесного материала. Зависимость воспроизведения от способов запоминания.

^ Тема 5. Особенности представлений умственно отсталых детей.

Представление как результат переработки обобщения прошлых восприятий. Связь представлений с восприятием, мышлением, речью. Виды представлений. Познавательная роль восприятий. Физиологические и нейропсихологические механизмы представлений. Особенности формирования зрительных и словесных представлений. Развитие и совершенствование представлений у детей в разнообразных видах деятельности.

^ Тема 6. Мышление детей с умственной отсталостью.

Мышление как высшая форма психической деятельности человека. Мышление и чувственное познание. Мышление и речь. Мышление как психический процесс.Виды и формы мышления. Продукты мыслительной деятельности (суждения, умозаключения, доказательства). Специфические особенности мыслительных процессов детей с нарушением интеллекта: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Особенности наглядно-действенного, образного, абстрактно-логического мышления. Роль обучения в развитии понятийного мышления.

^ Тема 7. Психолингвистическая характеристика развития устной механизмы речи письменной речи. Речь как ведущий фактор психического развития в онтогенезе. Анатомо-физиологические и нейропсихологические механизмы речи. Сопоставительная психологическая характеристика развития речи ребенка с нормальным и нарушенным интеллектом на различных этапах онтогенеза. Психолого-педагогические подходы к изучению речи. Характеристика связной устной речи. Особенности письма, чтения. Возможности коррекции недоразвития и специфических нарушений речи в условиях специального обучения.

^ Раздел 4. Развитие личности умственно отсталого ребенка.

Тема 1. Психологические закономерности развития личности нормального и аномального ребенка.

Л.С. Выготский об общих законах развития личности нормального и аномального ребенка.

^ Тема 2. Развитие самооценки, мотивов поведения и уровня притязаний умственно отсталого школьника.

Развитие потребностей и мотивов деятельности умственно отсталых школьников. Интересы и их развитие. Условия формирования самооценки, и ее особенности. Роль деятельности в развитии мышления и самосознания. Изменение уровня притязаний и самооценки на разных возрастных этапах коррекционного обучения.

^ Тема 3. Чувства, воля умственно отсталых детей.

Роль мышления и социального практического опыта в формировании чувств у детей с нарушением интеллекта. Причины возникновения патологии эмоций у детей-олигофренов. Понятие «воля». Структура волевых действий. Волевые качества личности, их проявления у учащихся специальной школы. Психолого-педагогические условия формирования устойчивых эмоциональных качеств личности.

^ Тема 4. Межличностные отношения в группе детей с умственной отсталостью.

Коллектив и личность. Особенности общения умственно отсталых в коллективе, классе, группе. Содержание мотива общения умственно отсталых со сверстниками и взрослыми. Причины возникновения и распада межличностных отношений. Роль семьи, личности учителя в усвоении нравственных эталонов, эмоционально-волевой и личностной сферы умственно отсталых.

41. Психология детей с сенсорными нарушениями.

Цикл: Психология и педагогика развития детей: вариативная часть.

^ Цель дисциплины: Формирование компетентности в области глубоких методологических и теоретических знаний по психологии лиц с сенсорными нарушениями.

Задачи дисциплины: 1.Объяснить общие и специфические закономерности функционирования психики у детей с глубокими сенсорными нарушениями.

2.Рассмотреть особенности физического и психического развития детей с дефектами сенсорной сферы

3. Сформировать умения по проведению диагностической и коррекционно-развивающей работы, а также использовать психологические знания в дифференциальной диагностике лиц с патологией сенсорной сферы от сходных состояний.

4.Сформировать компетенции направленные на совершенствование практической работы по реабилитации, обучению, воспитанию и социальной адаптации лиц с сенсорными нарушениями.

^ Смежные дисциплины: Общая психология

Возрастная психология

Возрастная психология

Сурдопедагогика

Тифлопедагогика

Специальная психология

Физиология высшей нервной деятельности

Клиническая психология

Дефектология

Анатомия и физиология

Психолого-педагогическая диагностика

^ Понятийный аппарат: Сенсорный дефект, сенсорная депривация, дизонтогенез, дефект и компенсация, структура дефекта, восприятие (зрительное, слуховое, тактильное). Моторное, познавательное, эмоциональное развитие. Методы медицинской и психолого-педагогической диагностики сенсорных дефектов. Развитие и коррекция познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с сенсорными нарушениями.

1. нарушения функций ОДА, детский церебральный паралич (ДЦП), парез, паралич, двойная гемиплегия, гемипарез, спастическая диплегия, тетраплегия. двигательные функции, локомоции, двигательные реакции, двигательная активность, произвольные движения, речевая моторика, позотонический рефлекс, рефлексы орального автоматизма, патологические рефлексы, ассиметричный шейно-тонический рефлекс, зрительно-моторная координация..

2. глухота, тугоухость, ранооглохшие, позднооглохшие дети, дактилология, жестовая речь.

3. слепота, слабовидение, амблиопия, косоглазие, раноослепшие, поздноослепшие дети, комплексные зрительные заболевания, пространственная ориентация, двигательный аппарат, двигательная активность, осязание, перцептивные действия, кожно-механические анализаторы, гаптическое восприятие, зрительная адаптация, азбука для слепых, письмо слепых.

42. Психология развития детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.

ДИСЦИПЛИНА: Психология развития детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения

ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ: изучить психологические особенности детей с различными нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП: Дисциплина профессионального цикла (вариативная часть)

^ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ:

Полиморфность групп детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. Факторы, определяющие нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения (биологические, психические, социальные). Современные представления об уровневой организации базальной системы реакции поведения (В.В. Лебединский). Уровни полевой активности, стереотепии, экспансии и эмоционального контроля. Их взаимодействие. Явления гиперфункции и гипофункции отдельных уровней. Нарушения поведения как междисциплинарная проблема. Понятие отклоняющегося поведения, патологических и непатологических нарушений поведения (В.В. Ковалев). Типы нарушений поведения (антидисциплинарный, антисоциальный, делинквентный, криминальный). Полиморфность данной категории по клиническим и психологическим проявлениям.

^ Синдром РДА как специфическое нарушение развития. Краткие сведения об истории изучения РДА (Л. Каннер, Г. Аспергер, С.С. Менухин), представления о причинах РДА (теория психогенного происхождения РДА, нейробиологические концепции, роль наследственных факторов). Современные представления об этиологии РДА. Представления о нозологии РДА (особое болезненное состояние, вариант психической конституции, сборная группа различных состояний с проявлениями аутизма, нарушение психического развития). Оценка динамики и прогноза при РДА.

Общая характеристика синдрома РДА. Структура дефекта. Компоненты РДА (по Л. Каннеру) Клинико-психологическая структура РДА в свете учения Л.С. Выготского, о сложной структуре дефекта. Проблема первичного дефекта в структуре РДА. Вторичные нарушения (аутизм, тревожность, страхи, агрессия и др.). Третичные образования (невротические реакции). Общая характеристика нарушений деятельности и познавательной сферы (восприятие, внимание, памяти, мышления, речи). Особенности развития личности, межличностных отношений.

Типы аутистического дизонтогенеза по О.С.Никольской, их связь с уровнем нарушенных механизмов эмоциональной регуляции. Особенности раннего развития детей каждой группы, их познавательной сферы, личности.

Методы психолого-педагогического изучения детей с РДА. Особенности психолого-педагогического подхода к данной группе. Специфика использования традиционных методов исследования (наблюдения, эксперимента). Значение ранней диагностики РДА для успешной коррекции, основные диагностические критерии РДА. Отграничение РДА от сходных состояний (умственной отсталости, алалии, ЗПР, нарушений слуха и зрения, ДЦП, невропатии, гебоидной психопатии, шизофрении, микросоциально депривации, психогении).

Основные принципы и направления коррекционной работы. Психоаналитический подход (Б. Беттель,Ю Хелли, Э. Кланс). Поведенеский подход (О.И. Ловаас, М.Ю. Веденина). Холдинг-терапия (М. Уэлли). Роль медикаментозной коррекции. Система комплексной медико-психолого-педагогической коррекции РДА (К.С. Лебединская, О.С. Никольская). Установление эмоционального контакта с ребенком. Специфика коррекционной работы с аутичными детьми. Развитие познавательной и эмоциональной сферы, коррекция нарушений поведения, межличностных отношений и отношений к миру в целом.

Принципы разработки коррекционных программ, с учетом типа аутистического дизонтогенеза. Некоторые особенности обучения бытовым навыкам. Обучение элементарным школьным навыкам.

Работа с семьей аутичного ребенка. Необходимость психологической подготовки родителей к координации усилий различных специалистов в ходе коррекционной работы (психолога, психиатра, логопеда, педагога).

^ Нарушения поведения в детском возрасте как психолого-педагогическая и социальная проблема. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями поведения и деятельности. Классификация причин поведенческих нарушений Понятие «психологический синдром». Схематизация психологического синдрома.

Типы психологических синдромов. Социальная дезориентация, негативное самопредъявление, семейная изоляция, хроническая неуспешность, уход от деятельности и вербализм.

Нарушенное поведение, как расстройство, проявляющееся в нарушениях социально-психологической адаптации и десоциализированном поведении.

^ Непатологические формы нарушений поведения. Дети с реактивными и конфликтными переживаниями. Синдром посттравматического стрессового расстройства в детском возрасте. Основные принципы работы с детьми данной категории.

Акцентуации характера, сравнительный анализ имеющихся классификаций. Основные принципы психолого-педагогической работы с детьми данной группы.

^ Патологические формы нарушений поведения. Патологическое формирование личности (ПФЛ). ПФЛ как дисгармоническое развитие. Роль социальных и биологических факторов в ПФЛ. Варианты ПФЛ (В.В. Ковалев). Особенности психики при различных вариантах ПФЛ (патохарактерологическом развитии, постреактивном патологическом формировании личности, невротическом развитии, дефицитарном типе ПФЛ).

ПФЛ как наиболее значимое в плане нарушений поведения. Особенности эмоционально-волевой сферы и поведения у детей с различными типами патохарактерологического развития (аффективно–возбудимом, истероидном, тормозном, неустойчивом). Роль реакции имитации, протеста (А.Е. Личко) в формировании данных нарушений. Основные принципы коррекционной работы с детьми.

Психопатия как вариант психического диазонтогенеза. Структура дефекта при психопатиях. Роль социальных и биологических факторов в формировании психопатии. Классификация психопатии.

Основные критерии психопатии (П.Б. Ганнушкин). Типы психопатии, при которых наиболее выражены нарушения поведения круга возбудимых: эпилептоидный, неустойчивый, истеричный и пр. психологические особенности детей и подростков с данными типами психопатии (особенности познавательной, эмоционально-волевой сферы, личности и межличностных отношений).

^ Основы психологической диагностики и коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств. Проблемы дифференциальной диагностики эмоциональных и поведенческих расстройств. Основные принципы коррекционной работы с детьми данной группы. Необходимость координации усилий семьи и различных специалиста (психолога, психиатра, педагога).

^ 43. Логопсихология с основами логопедии.

Цель дисциплины:

1.Рассмотреть теоретические и методологические основы логопедии, сформировать представления об основных речевых нарушениях в детском возрасте и коррекционной работе с ними.

2.Рассмотреть теоретические и методологические основы логопсихологии, сформировать представления об особенностях психического развития детей с разными видами речевых нарушений и психокоррекционной работе с ними.

Задачи дисциплины: 1.Рассмотреть теоретические и методологические основы логопедии.

2.Изучить основные речевые нарушения и способы их коррекции

3.Рассмотреть теоретические и методологические основы логопсихологии.

4.Сформировать понимание закономерностей и особенностей психического и физического развития детей с различной структурой речевого дефекта (с нарушениями звукопроизношения, голоса, темпо-ритмической стороны речи, при системных речевых нарушениях, при нарушениях письменной речи).

5.Познакомить с методами психодиагностики и способами оказания психологической помощи, направленными на коррекцию познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер и межличностных отношений при нарушениях речи.

^ Понятийный аппарат: Логопедия, Речевой дизонтогенез, Этиология нарушений речи

Структура речевой деятельности

Дислалия, дизартрия, ринолалия, нарушения голоса, нарушения темпа речи, алалия, афазия, дислексия, дисграфия

Логопсихология, Структура речевого дефекта,

Дифференциальная диагностика в логопедии и логопсихологии

Психологическая диагностика нарушений речи, психологическая коррекция нарушений речи

44. Патопсихология.

Цель: Ознакомление студентов с основными феноменами нарушений высших психических функций, формирование представлений о ме­тодологии, теоретических основах, эмпирических задачах и мето­диках психологической диагностики психических расстройств.

^ Место в ООП: Профессиональный цикл

Вариативная часть

Дидактические единицы:

Раздел I. Патопсихология: теоретические основы и практи­ческое значение

^ Тема 1. Предмет, задачи и методы патопсихологии

Патопсихология как отрасль клинической психологии, изучаю­щая психологические закономерности нарушения, распада психи­ческой деятельности и личности у больных психическими заболе­ваниями и пограничными нервно-психическими расстройствами в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. Возникновение патопсихологии как области знания, пограничной между психологией и психиатрией. Научные, практические и методологические предпосылки выделения патопсихологии как самостоятельной ветви клиничес­кой психологии: а) влияние различных общепсихологических те­орий на становление патопсихологии (ассоциативная психология психология сознания, бихевиоризм, гештальтпсихология психо­анализ, гуманистическая психология и др.); б) естественнонауч­ные традиции общей психологии в России, влиявшие на развитие патопсихологии (значение идей И.М.Сеченова, И.П.Павлова роль школы В.М.Бехтерева и др.); в) влияние психиатрических кон­цепций на становление патопсихологии (С.С.Корсаков, П.Б.Ганнушкин, Э.Крепелин, Э.Блейлер и многие другие). Основополага­ющий вклад Б.В.Зейгарник в развитие патопсихологии: разработ­ка теоретических основ, методологии исследования, психологи­ческой феноменологии психических нарушений.

Школа Б.В.Зейгарник и современная патопсихология. Отличие современной отечественной патопсихологии от современной зару­бежной Abnormal Psychology. Патопсихология и психиатрия как две области знания, имеющие общий объект, но различный пред­мет изучения.

Место патопсихологии в системе современных наук о человеке.

Тема 2. Методологические основы и теоретические проблемы патопсихологии.

Общепсихологические представления современной отечественной психологии о психике, ее генезисе, структуре и функциях – методологическая основа патопсихологии. Идеи школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии – фундамент патопсихологии. Научные идеи этой школы, определившие круг теоретических проблем патопсихологии: положение о прижизненном формировании высших психических функций, их опосредствованном строении и произвольном характере функционирования; о системном строении дефекта, о личности как относительно позднем «продукте» индивидуального развития и др.

Психология отношений В.М. Мясищева и ее влияние на содержание патопсихологической проблематики.

Теоретические проблемы патопсихологии как синтез общепсихологического и клинико-психиатрического знания. Основной круг теоретических проблем:

  1. изучение психологических механизмов становления сложных психопатологических синдромов (бред, галлюцинации и др.); влияние индивидуального опыта больного и его личности на содержание и динамику этих синдромов;

  2. изучение структуры и динамики нарушений познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы при различных психических заболеваниях, возможностей психологической коррекции этих нарушений;

  3. изучение изменений личности больных с различными психическими заболеваниями, роли личности больного как в становлении болезненной симптоматики, так и в ее психологической коррекции;

  4. выделение и описание структуры патопсихологических синдромов нарушения отдельных видов психической деятельности (памяти, восприятия, мышления и т.п.), а также патопсихологических синдромов, типичных для различных заболеваний; соотношение первичных и вторичных расстройств в структуре синдрома;

  5. проблема соотношения распада и развития психики.

^ Тема 3. Практические задачи патопсихологии.

Место патопсихологии в системе психиатрической помощи населению. Организационные основы работы патопсихологов в психиатрии. Два основных типа практических задач – психодиагностические и психокоррекционные. Варианты психодиагностических задач, решаемых практической патопсихологией: а) участие в установлении диагноза заболевания; б) описание структуры нарушений психической деятельности, качества и степени ее снижения; в) участие в решении вопросов экспертизы (трудовой, воинской, судебно-психиатрической); г) оценка динамики психического состояния больных в процессе лечения (фармакотерапии, психотерапии и т.д.), оценка эффективности терапии и качества ремиссии.

Возможный круг психокоррекционных задач на этапах первичной и вторичной профилактики болезни, в системе реабилитации больных.

^ Тема.4. Методы патопсихологии.

Принципы построения патопсихологического исследования, их связь с теоретическими представлениями о природе и сущности психического отражения.

Патопсихологическое исследование как функциональная проба; обязательность активного взаимодействия ведущего исследование с пациентом (стимуляция к деятельности, участие в коррекции ошибок и т.д.); учет личностного отношения больного к исследованию. Качественный анализ результатов исследования как этап, предшествующий количественной обработке данных. Важность повторных исследований для определения преходящих и стабильных нарушений психики. Изучение истории болезни как самостоятельный метод психологического исследования психически больного; субъективный и объективный анамнез – аналог биографического метода исследования личности.

Наблюдение за больным и беседа с ним. Варианты наблюдения и беседы. Различные цели и стратегии проведения беседы в зависимости от решаемой практической задачи, состояния больного и индивидуальности ведущего.

Психодиагностические тесты в патопсихологии. Возможности применения модулирующего эксперимента при исследовании нарушений психики.

^ Раздел II. Патопсихологический анализ нарушений познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы при различных психических заболеваниях.

Тема 1. Нарушения восприятия.

Клиническая и психологическая феноменология нарушений восприятия при психических заболеваниях: принципы выделения и описания.

Агнозии и псевдоагнозии при деменциях, их отличие от агнозий при локальных поражениях мозга. Нарушение смыслового аспекта восприятия при сохранности восприятия цвета, формы предметов, лиц и т.п. Исследование категориальной структуры восприятия при агнозиях в работах Г.В. Биренбаум и Б.В. Зейгарник. Психологические механизмы возникновения агнозий при деменциях: инактивность восприятия, нарушение целенаправленности и подконтрольности перцептивной деятельности.

Обманы чувств: иллюзии и галлюцинации, отличия их психологического исследования от клинико-психиатрического. Психологические факторы симптомообразования при обманах чувств: функциональная перегрузка анализаторов; собственная активность пациента, направленная на поиск сенсорной информации; эмоциональный "настрой" больного; снижение критичности мышления и др. Экспериментальные исследования галлюцинаций в работах В.М. Бехтерева, С.Я. Рубинштейн. Основные проблемы современной патопсихологии в изучении обманов чувств. Патопсихологические исследования нерезко выраженных (т.е. проявляющихся только в моделирующем эксперименте) нарушений восприятия:

а) нарушения восприятия при шизофрении, связанные с особенностями актуализации знаний из прошлого опыта; экспериментальные исследования школы Ю.Ф. Полякова, направленные на изучение селективности восприятия в условиях неполной информации;

б) нарушения восприятия при различных психических заболеваниях, вызванные изменением мотивационно-личностного аспекта деятельности;

в) онтогенетические аспекты нарушений восприятия.

Основные методические приемы исследования нарушений восприятия при психических заболеваниях.

Проблема выделения патопсихологических синдромов нарушений восприятия при психических заболеваниях.

^ Тема 2. Нарушения памяти.

Клиническая и психологическая феноменология нарушений памяти, основные критерии их дифференциации.

Различные по тяжести нарушения непосредственной памяти, их связь с общей клинической картиной нарушений психической деятельности, характерной для заболеваний различного типа. Корсаковский синдром: грубое нарушение памяти на текущие события, их место в общей структуре синдрома. Конфабуляции и контаминации, их генезис и функциональная роль. Психологические механизмы нарушений непосредственной памяти: результаты исследований и проблемы.

Прогрессирующая амнезия при деменциях как тяжелая форма нарушений памяти. Место прогрессирующей амнезии в общей картине распада психической деятельности.

Нарушения опосредствованной памяти. Основные психологические проявления; факторы, влияющие на возникновение этих нарушений; соотношение нарушений опосредствованного и непосредственного запоминания при различных заболеваниях. Психологические механизмы нарушения опосредствованной памяти.

Основные методические приемы исследования нарушений памяти.

Проблема дифференциации патопсихологических синдромов нарушений памяти.

^ Тема 3. Нарушения мышления.

Клиническая и психологическая феноменология нарушений мышления. Отличия патопсихологической квалификации нарушений мышления от психиатрической.

Проблема классификации нарушений мышления. Классификация нарушений мышления, созданная Б.В. Зейгарник, как важный этап в разработке проблемы патологии мышления. Психологические основы классификации Б.В. Зейгарник. Психологическая характеристика основных видов и вариантов нарушений мышления (по Б.В. Зейгарник):

а) нарушения мыслительных операций (снижение их уровня и искажение);

б) нарушение динамики мышления (инертность и лабильность);

в) нарушения мотивационного (личностного) аспекта мышления (Некритичность, разноплановость, резонерство). Место этих нарушений в общей патопсихологической и клинической картинах изменений психической деятельности.

Различные представления о генезисе и механизмах нарушений мышления в истории психологии. Значение работы Л.С. Выготского «Нарушение понятий при шизофрении» для исследований патологии мышления в отечественной науке; значение исследований Б.В. Зейгарник и Ю.Ф. Полякова для понимания сущности нарушений мышления при психических заболеваниях.

Современные представления о психологических механизмах нарушений мышления при психических заболеваниях.

Основные методические приемы исследования нарушений мышления.

Проблема квалификации патопсихологических синдромов нарушений мышления.

^ Тема 4. Нарушения умственной работоспособности.

Понятие умственной работоспособности в психологии труда и патопсихологии. Основные проявления нарушений умственной работоспособности у больных с психическими заболеваниями. Место нарушений умственной работоспособности в общей картине нарушений психической деятельности. Психологические механизмы нарушений умственной работоспособности: умственная работоспособность и истощаемость психической деятельности; нарушения целенаправленности и умственная работоспособность; влияние нарушений мотивационной сферы на умственную работоспособность. Изменение строения отдельных видов познавательной деятельности как индикатор нарушений умственной работоспособности.

Роль нарушений умственной работоспособности в формировании личностных особенностей больных, становлении патологических черт характера, возникновении социальной дезадаптации.

Основные методические приемы, используемые в патопсихологии для диагностики нарушений умственной работоспособности.

^ Тема 5. Нарушения эмоционально-личностной сферы.

Проблема соотношения клинической и психологической феноменологии эмоционально-личностных расстройств при психических заболеваниях. Патопсихологический подход к изучению эмоционально-личностных нарушений: методологические предпосылки и основные принципы анализа.

Патопсихологические проявления нарушений эмоциональной сферы, возможность их экспериментального моделирования. Современные экспериментальные факты и их интерпретация.

Представления о психологических механизмах нарушения эмоций при различных психических заболеваниях.

Патопсихологические проявления нарушений личности. Патология мотивационно-потребностной сферы как центральное звено в структуре нарушений личности. Различные варианты нарушений мотивационно-потребностной сферы:

а) формирование аномальных потребностей и мотивов: условия, динамика, психологические механизмы; психологические «перестройки» всей личности больного в этих условиях; соотношение биологических и психологических факторов в динамике личностных изменений;

б) нарушение опосредствованной структуры мотивационной сферы; факторы, влияющие на возникновение этих нарушений: снижение регулирующей функции мышления; нарушения спонтанности, активности; изменение целеполагания и целедостижения (т.е. регулирующей функции цели); снижение регулирующей функции самооценки и самосознания в целом;

в) нарушения процесса смыслообразования: основные проявления и их место в картине нарушений личности.

Нарушения общения при психических заболеваниях. Основные проявления. Роль эмоционально-личностных расстройств в генезе нарушений общения; возможности психологической динамики и коррекции нарушений общения. Основные методические приемы исследования нарушений эмоционально-личностной сферы и общения.

Место нарушений эмоционально-личностной сферы в структуре патопсихологических синдромов.

^ Тема 6. Нарушения сознания и самосознания.

Понятие сознания в философии, психологии и психиатрии. Понятие «ясного» и «помраченного» сознания. «Измененные» состояния сознания. Психологическая характеристика отдельных видов нарушения сознания. Дискуссионные проблемы и перспективы изучения нарушений сознания. Проблема бессознательного в патопсихологии. Роль сознания и бессознательного в симптомогенезе.

Нарушения самосознания: представления о структуре этих нарушений, их месте в общей картине нарушений психической деятельности.

Методические возможности патопсихологического изучения нарушений сознания и самосознания.

^ Раздел III. Патопсихологические синдромы при психических заболева­ниях.

Тема 1. Патопсихологический синдром как основа квалификации нару­шений психики в патопсихологии.

Различная трактовка понятия «синдром».

Проблема нозологической специфичности или типичности патопсихологиче­ских синдромов. Первичные и вторичные нарушения в структуре синдрома; сложности их дифференциации в патопсихологии, важность их различения для решения задач психологической коррекции и реабилитации больных.

^ Тема 2. Современные представления о синдромообразующем факторе в патопсихологии.

Типы синдромов. Характеристика основных нозотипических синдромов при шизофрении, эпилепсии, диффузных органических поражениях мозга, хрониче­ском алкоголизме, неврозах, психопатиях и др.

^ Раздел IV. Значение патопсихологии для теории общей психологии и пси­хиатрии.

Тема 1. Значение патопсихологических исследований для об­щей психоло­гии.

Вклад патопсихологии в разработку фундаментальных положений общей пси­хологии о генезе и сущности психического отражения, о роли активности субъ­екта деятельности в обеспечении жизненной гармонии и здоровья, о строении личности и особенностях ее функционирования в сложных жизненных ситуациях, о специфике эмоциональной регуляции поведения.

^ Тема 2. Значение патопсихологических исследований для пси­хиатрии.

Вклад патопсихологии в разработку различных проблем психиатрии: про­блемы симптомо- и синдромомгенеза при психических заболеваниях; проблема типичности и патогномоничности нарушений психической деятельности; воз­можности психологической коррекции и реабилитации в психиатрии.

45. Девиантология.

Цель:

Место в ООП: Профессиональный цикл

Вариативная часть

Дидактические единицы:

Тема 1. Девиантология как отрасль научного знания

1. Понятие специальной (частной) психологической теории и ее место в структуре психологического знания.

2. Становление психологии девиантного поведения как специальной научной и учебной дисциплины.

3. Возникновение и развитие этой отрасли психологического знания в России, странах Европы и США.

Тема 2. Отклоняющееся поведение: история термина, определения, типы, виды, уровни

1. Определение понятий «социальная норма», «социальные отклонения» и «девиантное поведение».

2. Основные подходы, объясняющие эти феномены: теория социальной аномии Э. Дюркгейма; учение о социальной норме, социальном контроле и институте норм в структурализме Т. Парсонса; теория связи абсолютных норм с культурными нормами и относительность норм и отклонений П. Уорсли; теория социальных детерминант коллективного поведения, девиаций и социального контроля Н. Дж. Смелзера; биопсихологические концепции нормы и патологии в теориях З. Фрейда и Ч. Ломброзо.

3. Социальные отклонения: понятие, структура и динамика.

4. Характеристика компонентов социальных отклонений (человек, норма, другой человек, социальная группа).

5. Понятие «асоциальное поведение», «делинквентное поведение», «аддитивное поведение» и др. Виды и формы данных разновидностей девиантного поведения.

6. Маргинальность, маргинальный тип личности и феноменология маргинального поведения.

7. Характеристика деструктивного поведения и его форм. 8. Агрессивность и конфликтность как проявление девиантного поведения

Тема 3. Дихотомия «норма-патология»: основные концепции разграничения нормального и аномального поведения

1. Понятие «нормальной» («здоровой») и «ненормальной» («деструктивной») личности в психологии

2. Два подхода к нормогенезу: социально-исторический и системно-конструктивный.

3. Социальная норма как исторически сложившаяся в обществе мера допустимого поведения. Значение социальных норм для человека и для общества.

4. Функции социальных норм. Классификация социальных норм. Морфологическая структура нормы: диспозиции и императив.

5. Аксиология социальных норм. Норма как регулятор отношений и поведения человека. Социальные нормы как фактор социализации и воспитания.

Тема 4. Характеристика объективных факторов девиантного поведения несовершеннолетних

1. Противоречия социально-экономического и политического развития как источник социальных отклонений и девиантного поведения.

2. Роль социальной дифференциации и социального неравенства в генезисе девиантного поведения.

3. Социальная неустроенность и социально-психологическая дезадаптация в генезисе отклоняющегося поведения.

Тема 5. Субъективные факторы отклонения в поведении несовершеннолетних

1. Статус личности и его влияние на социальное поведение подростка и юноши.

2. Статус личности: понятие, классификация, характеристика. Взаимосвязь статуса личности и социальной роли.

3. Механизм формирования статуса личности и его проявление в различных ситуациях. Тема 6. Механизм отклонения поведения

1. Факторы и условия запуска механизма отклонения в поведении.

2. Основные этапы механизма (дезориентация, дестабилизация, дезадаптация и т.д.), их характеристика.

Тема 7. Профилактика девиантного поведения

1. Основные подходы к осуществлению профилактической и коррекционной деятельности в области девиантного поведения.

2. Основные направления и формы профилактики девиантного поведения.

3. Первичная, вторичная и третичная профилактика девиантного поведения.

4. Общая и специальная профилактика.

5. Основные формы профилактической работы: организация социальной среды, информирование, социальное обучение, организация альтернативной деятельности, организация здорового образа жизни, активизация личностных ресурсов, минимизация негативных последствий девиантного поведения.

6. Социально-психологическая коррекция девиантного поведения. Основные направления коррекционной работы.

7. Стратегии коррекционного вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения.

8. Коррекционная программа: функции, задачи, методика составления. Оценка результативности.

9. Индивидуальная и групповая коррекционные программы.

46. Организация детского отдыха.

Наименование дисциплины

Организация детского отдыха

Цикл

Профессиональный

Количество кредитов

2

Количество часов

Всего

72




Аудиторные

Всего

34

Лекции

17

Семинары

17

Самостоятельная работа

38

Распределение по семестрам

4

Контрольная точка

Зачет

Цели дисциплины

Предметные:

• дать знания о современных тенденциях организации детского отдыха как воспитательного института становления здоровой личности ребенка;

• формировать представление об организации детского отдыха как системе социокультурного становления личности;

• вооружить студентов системой универсальных методов, способов и приемов теоретической и практической воспитательной деятельности при организации детского отдыха.

Личностные:

• содействовать систематизации полученных знаний, упорядочению, оценке исторического и современного опыта в области организации детского отдыха;

• способствовать личностному самосовершенствованию и самореализации при осуществлении педагогической деятельности.

Задачи дисциплины

• способствовать формированию представления о социокультурной значимости организации детского отдыха и оздоровления детей;

• ознакомить с функциями организации оздоровительно-образовательного процесса;

• раскрыть специфику организации детского отдыха;

• формировать знания о современных подходах и направлениях организации детского отдыха;

• дать представления о взаимодействии институтов образования в организации детского отдыха;

• развивать способности общения и сотрудничества, точности и продуктивности в решении задач содержательной и эффективной организации детского отдыха.


Междисциплинарное поле знаний

^ Смежные дисциплины

Понятийный аппарат


47. Психолого-педагогическая диагностика.

6789742748145068.html
6789800916821256.html
6789868116981973.html
6790008562704036.html
6790098911424104.html